Для каждого родителя его ребенок – самый лучший, во всем и везде! И это естественно. И конечно же, хочется, чтобы … и другие это признавали. В нашем контексте, это желание, чтобы ваш ребенок был среди лучших на поле, в главном составе, замечен и похвален тренером. Но у каждого ребенка свой темп, изначальные данные и отношение к игре. Для одного это с самого начала битва, для другого тренировка, на которую привела мама/папа или возможность просто побегать и выпустить энергию. 

Искренне переживая за успехи своего ребенка, родитель обычно включается в процесс мотивации, используя разные приемы. Рассмотрим типичные из них: 

1) Требования или установка долженствования («Ты должен…», «Хватит баловаться, иди работать» и т.д.) Эта установка довольно эффективна, т.к. дает «пинок» к желаемому действию. Но она работает лишь в случае, если ребенок настроен вести себя хорошо, если он заинтересован в том, чтобы родитель остался им доволен. В противном случае, фразы типа «Нечего ныть/баловаться/капризничать/…, иди на поле» вызывают лишь сопротивление, о причинах которого позже. Еще один момент, данная установка действует извне и негативно влияет на внутреннюю мотивацию ребенка. То есть, ребенок стремиться показать хорошую игру только лишь для того, чтобы получить одобрение родителя, а не преследуя собственную потребность развиваться и расти на поле. Стремление угодить родителю может так же усугубить индивидуализм игры, вырывая футболиста из контекста команды (Например, в ситуации, когда тренер требует дать пас, а ребенок отказывается и в итоге проигрывает мяч для команды, тк его цель – сделать то, что ожидает от него родитель, показать себя). 

2) Установка договора или шантажа. В данном случае, речь идет и материальном вознаграждении или покупках. Часто родители прибегают к деньгам как мотиву поведения, чтобы привить ребёнку ценность денег. Звучит хорошо, но на детях дошкольного и начально школьного возраста работает плохо, тк ключевым для детской психики является привязанность, поощрение и поддержка родителей. Да, они никогда не откажутся получить 50-100 рублей за забитый гол или послушание, но мотивации к игре им это не придаст. К тому же, мотивируя ребенка деньгами или игрушками, родитель как бы признает свое неверие в силы ребенка, его успехи и без материального «пинка». 

3) Установка поддержки/поощрения. Желание «быть хорошим» (т.е. заниматься, как хочется родителю) завязано на чувстве привязанности. Для ребенка – естественно сотрудничать с родителем, стремиться принести ему радость. Поэтому поощрение работает лучше всего для привития желаемого поведения. Поощрение в данном случае – это похвала, поддержка, маленькие радости. Это может быть и покупка чего-то желанного для ребенка, но как следствие похвалы, а не цель для достижения. Приверженцы позитивного воспитания считают, что если использовать поощрение в комплексе с другими методами, то ребенок не будет требовать поощрения за каждую мелочь. Более того, при данном подходе, ребенок не обязан следовать желаниям родителя. Тут вступает в силу принцип естественных последствий – не работаешь/не стараешься, сиди на скамейке запасных, как бы банально это не звучало. Главная цель установки поощрения – 

помочь ребенку развить свою самооценку и определить свои стремления, что и является главным мотивом поведения. 

Проявите гибкость, позвольте ребенку инициативу, поддержите его успехи, пусть пока малозаметные, и его мотивация и энтузиазм проявится с должной силой. Конечно же, футбол требует дисциплины, да и правила должны присутствовать в жизни ребенка, хоть и в ограниченном количестве. Но все же, пытаясь замотивировать вашего футболиста в следующий раз, задумайтесь и/или попытайтесь выяснить, что его привлекает в футболе: ходит он туда побегать, научиться техническим приемам, пообщаться с друзьями, почувствовать себя отличившимся, забив гол или дав хороший пас, или покрасоваться перед кем-то. 

Основано на материалах: 

Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком – как? 

Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком – Так? 

Грэй, Д. Дети с небес. 

Макнамара, Д. Покой, игра, развитие. 

Фабер, А., Мазлиш, Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.

Автор текста: Виктория Петренко