Сейчас появилось множество новомодных методик по воспитанию детей – Монтессори, Нилл, Ньюфелд и другие, которые формулируют разнообразные рекомендации для родителей. Неудивительно, что многие родители задаются вопросом целесообразности современной психологии. Ведь вырастили же нас наши родители без переживаний по поводу хрупкости детской психики, психосоматических симптомов и т.д. Но давайте вспомним, все ли, кто закончил музыкальную школу, посещал ее по собственному желанию? А если ли среди нас те, кто играл в футбол, а хотел заниматься рисованием или те, кто мечтал выучиться на врача, но родители предпочли ему экономическое образование? Это лишь примеры того, как в своей родительской заботе, искренней и властной, родители иногда забывают слушать и слышать ребенка и учитывать его врожденный темперамент.
Вернемся к футболу… Приведя ребенка на занятия, конечно же по его желанию, мы ждем, что ребенок будет стараться, учиться и показывать хороший результат. Мы жертвуем своим сном, везем ребенка на тренировку, тратим свое время, опаздываем на работу, покупаем ему форму, в общем, делаем все от нас зависящее, чтобы способствовать развитию ребенка. Естественно, в ответ, мы ожидаем увидеть какой-то видимый результат. В своих ожиданиях, мы иногда забываем, что посещение футбольной секции — это прежде всего воспитание дисциплины, это полезная физическая нагрузка, это социальная среда, где ребенок учиться контактировать в другими людьми. Ожидание успехов на поле часто заслоняет это бонусы от посещения футбольной секции. И вот уже мы концентрируемся на том, что почему-то Ваня/Саня/Даня сегодня всю тренировку баловался, чем очень расстроил родителя – «ну не стыдно тебе, ты зачем сюда пришел». Почему-то Ваня/Саня/Даня воон уже как бьет по воротам и драться за мяч не боится, а «ты все жмешься у ворот, пора уже играть». Почему-то Ваню/Саню/Даню уже в основной состав перевели, а «мы все сидим на месте, никакого прогресса». Знакомо?
Бесспорно, футбол требует труда и дисциплины, но результаты у каждого свои. И не забываем, на поле есть Тренер, Учитель, которому вы доверили воспитание ребенка, который сам поставит задачу и оценит ее исполнение.
Возвращаясь к Монтессори и прочим методикам воспитания, хочется процитировать несколько советов:
1) Внимание к природе ребенка: дайте свободу ребенку, не навязываете своих задач, позвольте ему столкнуться с последствиями своего выбора/действия, «смиритесь» с его ошибками и дайте возможность поиска правильных решений своими способами и со своей скоростью.
2) Создание «обогащенной среды»: в контексте футбола, это регулярные тренировки, куда ребенка нужно привезти, обеспечить его комфортной одеждой и питьем и наблюдать. Футбол – это азартная игра, но все же, позвольте тренеру раздавать советы и напутствия, а ребенку – впитывать новые знания и эмоции. Даже самая неудачная, со стороны родителя, тренировка – это достижение и польза.
3) Особые взаимоотношения: в атмосфере заботы, доверия и поддержки, ребенок не просто «объект» воспитания, а полноправный участник совместной эмоциональной жизни родителя. Обсуждайте успехи и промахи после тренировки, что позволит вам показать искреннюю заинтересованность и энтузиазм, не вмешиваясь в сам процесс.
Основано на материалах:
Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком – Так?
Петрановская, Л. Если с ребенком трудно.

Автор текста: Виктория Петренко